ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО МИД РОССИИ В ГОРОДЕ ЕКАТЕРИНБУРГЕ
(343) 371-54-84
/
ru

Консульская легализация и апостиль

 Консульская легализация. 

Апостиль.


В случаях, когда граждане Российской Федерации за рубежом устраиваются на работу, поступают в учебные заведения, заключают брак, участвуют в создании юридических лиц (компаний) и т.п., - от них могут потребовать представить соответствующие российские документы, например, об образовании, семейном положении, трудовом стаже. Для того чтобы такие документы признавались и принимались к рассмотрению за границей, как правило, их необходимо легализовать.
 
 Такое же требование распространяется на иностранные документы, представляемые в Российской Федерации.
 
 Обращаем ваше внимание на то, что копия иностранного документа или его перевод на русский язык могут быть заверены в нотариальных конторах на территории России только после легализации данного документа в установленном порядке.
 
 Легализация – это подтверждение того, что документ, исходящий от властей государства или составленный при участии этих властей, соответствует законодательству этого государства. Она заключается в удостоверении подлинности подписи должностного лица, подписавшего документ, и печати уполномоченного государственного органа.
 
 В соответствии с международной практикой не требуется легализация паспортов и заменяющих их документов, а также документов, имеющих прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям (счета, документы о перемещении товаров через границу, соглашения о поставке товаров и предоставлении услуг, выполнении различных работ и расчетов, таможенные декларации и т.п.).
 
 Не подлежат легализации документы, противоречащие законодательству Российской Федерации или способные своим содержанием нанести ущерб интересам Российской Федерации.
 
 Процедура легализации может быть отменена положениями международных договоров, в которых участвует Российская Федерация.
 
 Легализация российских документов для использования за границей
 

 Предназначенные для использования за границей документы, составленные официальными органами Российской Федерации, должны быть легализованы, если иное не предусмотрено положениями международных договоров, отменяющих процедуру легализации, участниками которых являются Россия и государство, на территории которого эти документы будут использоваться.
 
 Легализация российских документов для использования за границей обычно осуществляется по следующей схеме:
 
 1) нотариальная контора на территории Российской Федерации заверяет копию документа и верность его перевода на иностранный язык;
 
 2) Министерство юстиции Российской Федерации (Москва, Б.Каретный пер., 10; тел. 209-62-71) свидетельствует подлинность подписи и печати нотариуса;
 
 3) КД МИД России (Москва, 1-й Неопалимовский пер., 12, тел. 244-37-97, приемные часы с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 17:00), подтверждает подлинность печати Минюста России и подписи должностного лица.
 
 После легализации в КД МИД России документы легализуются в консульстве того государства, где они будут использоваться. При этом иностранный консул подтверждает на основании имеющихся у него образцов подлинность подписи и печати уполномоченного сотрудника КД МИД России.
 
 Если легализация в иностранном консульстве обусловлена представлением перевода документа с русского языка на иностранный язык, документ может быть легализован в КД МИД России одновременно с его переводом.
 
 Российские документы легализуются, как правило, в нотариально заверенных копиях. Исключение составляют документы об образовании образца, установленного для использования за границей, которые легализуются в КД МИД России в подлинниках.
 
 Документы об образовании, выданные до 1996 года, легализуются в нотариально заверенных копиях. В копиях могут быть также легализованы документы об образовании, выданные на территории бывших союзных республик до декабря 1991 года.
 
 Трудовые книжки, военные билеты и удостоверения личности не подлежат вывозу и пересылке за границу и в установленном порядке на легализацию ни в оригиналах, ни в копиях не принимаются. 

  Документы, исходящие от российских юридических лиц, подлежат легализации при условии их государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 Например, устав акционерного общества легализуется в нотариально удостоверенной копии при условии, что данный документ зарегистрирован в российском государственном органе и на нем имеются соответствующие отметки и печати о регистрации. Сертификат происхождения продукции может быть легализован в нотариально удостоверенной копии, если он выдан уполномоченным на то государственным органом, но не самим производителем на собственную продукцию.
 
 За совершение легализации в КД МИД России взимается государственная пошлина и сборы в счет возмещения фактических расходов.
 
 Срок рассмотрения документов, представляемых на легализацию, составляет три дня.
 
 Легализация иностранных документов для использования в Российской Федерации
 
Иностранные документы, предназначенные для использования в Российской Федерации, легализуются в российских консульствах за границей после легализации их в Министерстве иностранных дел либо ином уполномоченном на то официальном учреждении государства происхождения документа в порядке, предусмотренном законодательством этого государства.
 
 Документы, составленные или надлежащим образом заверенные консульствами иностранных государств на территории Российской Федерации, легализуются в КД МИД России.
 
 Отмена легализации 


 
В соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 года, отменяющей требование легализации иностранных документов, к которой Россия присоединилась 31 мая 1992 года, документы, предназначенные для представления в официальные органы государств-участников Конвенции, удостоверяются в особом упрощенном порядке. В таких случаях прохождение обычной легализационной «цепочки», заканчивающейся в посольствах (консульствах) государств, где документ будет использоваться, не требуется. Вместо этого уполномоченный орган государства, в котором документ был совершен, проставляется специальный штамп - апостиль.
 
 
Апостиль удостоверяет подлинность подписи, качество, в котором выступает должностное лицо, подписавшее документ, и подлинность печати и штампа, которыми он скреплен.
 
 Подпись, печать и штамп, проставляемые на апостиле, не требуют никакого дополнительного заверения.
 
 Каждое государство-участник Гаагской конвенции само определяет и назначает органы, которым предоставляются полномочия на проставление апостиля.
 

 В Российской Федерации апостиль проставляют:
 

 - органы юстиции администраций субъектов Российской Федерации – на документах, исходящих от подведомственных им органов и учреждений юстиции, а также на копиях документов, засвидетельствованных в нотариальном порядке в тех же субъектах федерации;
 
 - органы ЗАГС администраций субъектов Российской Федерации – на свидетельствах о регистрации актов гражданского состояния, исходящих от упомянутых органов, а также подведомственных им органов ЗАГС;
 
 - отдел документально-справочной работы Комитета по делам архивов Российской Федерации – на документах, выдаваемых центральными государственными архивами Российской Федерации;
 
 - архивные органы субъектов Российской Федерации – на документах, выдаваемых подведомственными им архивами;
 
 - Управление делами Генеральной прокуратуры Российской Федерации – на документах, оформляемых по линии прокуратуры.
 
 Указанная Конвенция не распространяется на документы, совершенные в дипломатических представительствах или консульских учреждениях, а также документы, имеющие прямое отношение к коммерческим или таможенным операциям.
 
 Аккредитованные в Российской Федерации консульства государств-участников Гаагской конвенции не проставляют апостиль и не должны осуществлять легализацию документов, составленных властями или при участии властей представляемого государства.
 
 Ряд двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенных Российской Федерацией, а также Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, подписанная 22 января 1993 года в Минске государствами-членами СНГ, определяют порядок, в соответствии с которым документы, выданные официальными властями одной договаривающейся стороны, рассматриваются как официальные и пользуются на территории другой договаривающейся стороны доказательной силой официальных документов без какого-либо дополнительного удостоверения, то есть без легализации.

 
 

На документах об образовании апостиль проставляется в Москве, в Министерстве образования и науки РФ.

МИД России и его консульские учреждения полномочиями по проставлению апостиля не наделены.


УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ


Юридический адрес:

620062, г.Екатеринбург, ул. Ленина, д.68

Почтовый адрес: 

620100, г.Екатеринбург, ул.Куйбышева, д. 100

 Руководитель - Чуличков Владимир Николаевич

приемная: тел. (343) 262-68-88, факс (343) 262-61-64, e-mail: spurfo@mail.utk.ru


Отдел по вопросам правовой помощи и международного сотрудничества

(343) 262-61-66

Электронный адрес: http://www.minust66.ru/activity/25/


 

Перечень документов, необходимых для исполнения государственной функции по проставлению апостиля на официальных документах, подлежащих вывозу за границу

Для проставления апостиля представляются (предъявляются):

  • заявление о проставлении апостиля на официальном документе;
  • документ, удостоверяющий личность (предъявляется);
  • официальный документ, подлежащий вывозу на территорию иностранного государства, участника Гаагской Конвенции, исходящий от органа государственной власти, органа местного самоуправления, физического или юридического лица, нотариально удостоверенный в установленном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • документ об уплате государственной пошлины.


Требования к документам, представляемым заявителями

Заявление о проставлении апостиля, а также документ об уплате государственной пошлины представляются в единственном подлинном экземпляре.

Официальный документ представляется в двух экземплярах, один из которых помещается в дело (копия), а другой (оригинал) выдается заявителю.

Официальные документы должны содержать реквизиты, наличие которых согласно законодательству Российской Федерации является обязательным (номер, дата, подпись, печать).

Документы, представляемые на проставление апостиля, должны быть исполнены четко, подписи должностных лиц и оттиски печати, содержащиеся на документах, представленных на проставление апостиля, должны быть отчетливыми.

Если документ имеет поправки и (или) приписки, они должны быть оговорены лицом, подписавшим документ. Указанные приписки и (или) поправки должны быть сделаны так, чтобы все ошибочно написанное, а затем исправленное и зачеркнутое можно было прочесть в первоначальном виде.

Срок исполнения государственной функции

Срок исполнения государственной функции в случае отсутствия необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления, от которого исходит документ, не должен превышать 3 рабочих дней со дня представления документов.

Срок исполнения государственной функции в случае необходимости истребования образца подписи и подтверждения полномочий на право подписи конкретного должностного лица, подписавшего представленный на проставление апостиля официальный документ, и (или) истребования образца оттиска печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления, от которого исходит официальный документ, не должен превышать 30 рабочих дней.


Отказ в проставлении апостиля

В проставлении апостиля отказывается:

  • если официальный документ не предназначен для вывоза за границу;
  • если на официальном документе отсутствует хотя бы один из реквизитов, наличие которого согласно законодательству Российской Федерации является обязательным;
  • если подпись должностного лица и (или) оттиск печати органа государственной власти, нотариуса, органа местного самоуправления на официальном документе не соответствуют имеющимся в территориальном органе Министерства юстиции российской федерации образцам;
  • если подписавшее официальный документ должностное лицо не обладает полномочием на его подписание;
  • в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Отказ в проставлении апостиля может быть осуществлен как в устной, так и в письменной форме.

Отказ в проставлении апостиля осуществляется в письменной форме при наличии соответствующего письменного обращения заявителя или соответствующей отметки в заявлении на проставление апостиля либо по требованию заявителя.

При наличии письменного обращения заявителя или отметки в заявлении на проставление апостиля о необходимости получения отказа в письменной форме специалист, уполномоченный на проставление апостиля, готовит проект отказа и представляет его на подпись уполномоченному должностному лицу.

Уполномоченное должностное лицо подписывает отказ в проставлении апостиля, который в порядке делопроизводства передается специалисту, уполномоченному на проставление апостиля.

Специалист, уполномоченный на проставление апостиля, уведомляет заявителя о готовности отказа в проставлении апостиля и передает его специалисту, уполномоченному выдавать документы.

Специалист, уполномоченный выдавать документы, выдает отказ в проставлении апостиля, к которому прилагается представленный им официальный документ, при непосредственном обращении заявителя.

Оставшиеся (не востребованные) документы помещаются в порядке делопроизводства в дело.


Образец заявления физического лица 

Образец заявления юридического лица 


СПИСОК

государств, с которыми Российская Федерация заключила договоры о правовой помощи, предусматривающие отмену легализации

 
 1. Азербайджанская Республика
 2. Республика Албания
 3. Алжирская Народная Демократическая Республика
 4. Республика Болгария
 5. Босния и Герцеговина
 6. Венгерская Республика
 7. Социалистическая Республика Вьетнам
 8. Королевство Испания
 9. Республика Кипр
 10. Киргизская Республика
 11. Корейская Народно-Демократическая Республика
 12. Республика Куба
 13. Латвийская Республика
 14. Литовская Республика
 15. Республика Македония
 16. Республика Молдавия
 17. Монголия
 18. Республика Польша
 19. Румыния
 20. Словацкая Республика
 21. Республика Словения
 22. Тунисская Республика
 23. Республика Хорватия
 24. Чешская Республика
 25. Эстонская Республика
 26. Союзная Республика Югославия 


 
 Список государств - участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам

 
 1. Азербайджанская Республика
 2. Республика Армения
 3. Республика Белоруссия
 4. Грузия
 5. Республика Казахстан
 6. Киргизская Республика
 7. Республика Молдавия
 8. Российская Федерация
 9. Туркменистан
 10. Республика Таджикистан
 11. Республика Узбекистан
 12. Украина
 

СПИСОК
 Государств-участников Гаагской конвенции 1961 года, отменяющей требования легализации иностранных официальных документов

1. Австралия
 2. Австрия
 3. Андорра
 4. Антигуа и Барбуда
 5. Аргентина
 6. Армения
 7. Багамские острова
 8. Барбадос
 9. Белоруссия
 10. Белиз
 11. Бельгия
 12. Болгария
 13. Ботсвана
 14. Босния и Герцеговина
 15. Бруней Даруссалам
 16. Великобритания
 17. Венгрия
 18. Венесуэла
 19. Гренада
 20. Германия
 21. Греция
 22. Израиль
 23. Испания
 24. Ирландия
 25. Италия
 26. Казахстан
 27. Кипр
 28. Китай (только Гон-Конг)
 29. Китай (только Макао)
 30. Колумбия
 31. Латвия
 32. Лесото
 33. Либерия
 34. Литва
 35. Лихтенштейн
 36. Люксембург
 37. Маврикий
 38. Македония
 39. Малави 

40. Мальта
 41. Маршалловы острова
 42. Мексика
 43. Монако
 44. Намибия
 45. Нидерланды
 46. Ниуэ
 47. Новая Зеландия
 48. Норвегия
 49. Панама
 50. Португалия
 51. Россия
 52. Румыния
 53. Сальвадор
 54. Самоа
 55. Сан-Марино
 56. Сент-Китс и Невис
 57. Свазиленд
 58. Сейшельские острова
 59. Сент-Винсент и Гренадин
 60. Сент-Люсия
 61. Словакия
 62. Словения
 63. США
 64. Суринам
 65. Тонго
 66. Тринидад и Тобаго
 67. Турция
 68. Фиджи
 69. Финляндия
 70. Франция
 71. Хорватия
 72. Чешская Республика
 73. Швейцария
 74. Швеция
 75. Эстония
 76. ЮАР
 77. Югославия
 78. Япония